УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

электронная версия газеты «Вестник недвижимости» Управления Росреестра по Республике Бурятия

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Шаргаева

Ирина Шаргаева

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2018 № 507-р внесены изменения в приложение к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 г. № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал», согласно которым из границ водоохранной зоны озера Байкал исключены территории населенных пунктов. Ограничения, связанные с установлением водоохранной зоны, определены ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ и не запрещают оборот земельных участков, а связаны только с недопущением видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Ограничение в обороте земельных участков связано с их нахождением на территории участка всемирного наследия «Озеро Байкал».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Телефон приемной (3012) 29-74-74
Факс / тел. (3012) 21-78-31

Телефон канцелярии (3012) 29-70-90

Телефон консультации 8 800 100-34-34

Предварительная запись 8 800 100-34-34

e-mail: 03_upr@rosreestr.ru

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

С Днем Рождения, Анна Ипатьева!

С Днем Рождения, Анна Ипатьева!

Можно ли заставить завершить «незавершёнку» или изъять земельный участок под заброшенным объектом при помощи государственного земельного надзора?

В практике Управления Росреестра по Республике Бурятия есть неоднократные факты обращения администрации г. Улан-Удэ с просьбой о проведении надзорных мероприятий в рамках осуществления государственного земель в отношении собственника объекта незавершённого строительства и привлечении его к административной ответственности по части 3 статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее КоАП РФ).
Частью 3 ст. 8.8  КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение земельного законодательства, выразившееся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Обязанность по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением установлена ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Срок, в течение которого должен использоваться земельный участок, установлен ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Существуют проблемы правоприменения указанных норм при определении наличия события административного правонарушения.
Действующим законодательством срок освоения земельного участка не установлен. Факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока, необходимого для освоения земельного участка. При этом в этот период не включается время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
На практике под сроком освоения понимается время, необходимое для оформления проектной документации, получения разрешения на строительство, а также период действия разрешения на строительство.
В случае если на момент проведения проверки имеется разрешение на строительство, событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.8 КоАП РФ отсутствует.
Отсутствие инженерных коммуникаций (линий электропередач), стихийные бедствия признаются обстоятельствами, исключающими возможность использования земельного участка. Управление Росреестра по Смоленской области выразило позицию о возможности отнесения к указанным обстоятельствам нехватку средств, изменение рыночной конъюнктуры. Указанная позиция представляется спорной.
   Спорной представляется позиция о возможности привлечения к административной ответственности собственника незавершенного строительством объекта за длительное неиспользование земельного участка. Так, из обобщения практики Управлений Росреестра субъектов РФ, подготовленного Управлением Росреестра по Республике Бурятия, следует, что 4 Управления из 7, принявших участие в обсуждении вопроса, придерживаются позиции об отсутствии состава административного правонарушения, т.к. в данном случае собственник земельного участка приступил к его освоению.
Управление Росреестра по Тульской области выразило иную позицию: в случае если собственником земельного участка зарегистрировано право на объект незавершенного строительства, привлечение собственника земельного участка по ч.3 ст.8.8КоАП РФ невозможно, если срок, на которое выдано данное разрешение, не истек. В случае если указанный срок истек, привлечение собственника земельного участка к административной ответственности, возможно по истечении трех лет с даты истечения срока, на которое выдавалось разрешение на строительство.
Верховный суд Российской Федерации прекращает административные производства по ч.3 ст.8.8 КоАП РФ ввиду того, что в постановлениях не устанавливалось время, необходимое для освоения земельного участка, равно как и наличие обстоятельств, исключающих его использование (Постановлением ВС РФ от 26.06.2017 N14-АД17-5,  постановлением ВС РФ от 09.11.2016 N 310-АД16-11870). Учитывая изложенное, в постановлениях о назначении административного наказания по ч.3 ст.8.8 КоАП РФ видится обязательным установление наличия либо отсутствия разрешения на строительство, указания на достаточный срок, необходимый для освоения земельного участка, отсутствие обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка.
Представляется целесообразным внести изменения в ч.3 ст.8.8 КоАП РФ, дополнив указанием на трехлетний срок с момента регистрации права собственности на земельный участок.



Государственный инспектор
по использованию и охране земель                                                               Б.Б. Аюшин
02.09.2018

Все новости

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться